Независимый контроль

7 июня 2012 20:45

— Владимир Иванович, с какой целью проводится реформа?

 — Сегодня в стране существует три вида финансового контроля. Один из них осуществляет Контрольное управление при Президенте России, другой — сами распорядители бюджетных средств. С этой целью при Министерстве финансов создан Росфиннадзор, а в региональных управлениях финансов — ревизионные отделы. Замыкает перечень внешний финансовый контроль, который еще называют независимым. Он находится в компетенции счетных палат субъектов Федерации. Все это объективно приводило к дуб¬лированию функций. До недавнего времени в России отсутствовала единая правовая база деятельности органов внешнего финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях, то есть существовали противоположные подходы к определению их задач и полномочий на уровне субъектов. Не были четко определены многие понятия, например что такое внешний контроль или внешний аудит бюджета. Вот почему был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Он обозначил основные принципы организации контрольно-счетных органов в регионах и четко определил сферу деятельности по аналогии со Счетной палатой России, которую возглавляет Сергей Вадимович Степашин.

В новой системе ясно определены принципы работы региональных контрольно-счетных палат, прописано, кто и как будет контролировать бюджет, причем не столько технологию расходов, сколько решение конкретных функциональных задач, стоящих перед государственными структурами.

 — Как будет формироваться Контрольно-счетная палата? Какие новые полномочия она обретет?

 

— Как и прежде, Конт¬рольно-счетная палата образуется Липецким областным Советом депутатов. Но если раньше она являлась его подразделением, то теперь будет независимым органом. Состав Контрольно-счетной палаты определяется в соответствии с федеральным законом. Она будет состоять из председателя, его заместителя, аудиторов и обеспечивающего их деятельность аппарата. Председатель, его заместитель, а также аудиторы назначаются областным Советом сроком на пять лет. Предложения по их кандидатурам вносят председатель областного Совета, глава администрации области и не менее трети депутатов регионального парламента. До настоящего времени эти назначения проходили не по выборной системе и носили бессрочный характер. Повысились и требования к кандидатам, в частности, к образованию и опыту работы. Кроме того, граждане, замещающие эти должности, не могут состоять в родстве с руководителями государственных, судебных и правоохранительных органов.

Что касается полномочий Контрольно-счетной палаты, то, как и раньше, мы будем следить за исполнением бюджетов области и территориального фонда обязательного медицинского страхования, проводить экспертизу и оценку финансовых законопроектов и нормативных правовых актов, связанных с использованием бюджетных средств. А результаты нашей работы предоставлять в областной Совет депутатов и главе администрации области.

Также в наших полномочиях появились две новые задачи. Одна из них — финансово-экономическая экспертиза проектов нормативно-правовых актов по расходным обязательствам области. Раньше один раз в году проводилась данная проверка, когда планировался бюджет области. Теперь будем регулярно в течение года анализировать ход его исполнения в зависимости от реализации целевых программ и возникающих потребностей. Другая наша задача — это контроль, как сказано в Законе, порядка управления имуществом, находящимся в собственности региона, которым распоряжается областное управление имущественных и земельных отношений. Это принципиально новая для нас работа, но, я думаю, мы с ней успешно справимся.

— Принятый Федеральный закон определил и основные принципы деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований. Как, на ваш взгляд, должны формироваться органы финансового контроля в нашей области?

— Думаю, что нецелесообразно распылять усилия по всем 315 муниципальным образованиям. Счетные палаты следует создавать там, где имеются полновесные бюджеты. Не стоит забывать о слабой доходной базе, отсутствии квалифицированных кадров и прочих проблемах, с которыми сталкиваются отдельные муниципальные образования. Именно по этим причинам контрольные органы не созданы ни в одном из поселений нашей области. Поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на создании и укреплении органов муниципального финансового контроля в городских округах и муниципальных районах, а также поддержать практику создания объединений, куда будут входить местные контрольно-счетные органы. Нужно грамотно воспользоваться нормами Бюджетного кодекса, где сказано, что внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может проводиться контрольным органом муниципального района, если соответствующее обращение принято представительным органом поселения. То есть внешние проверки бюджетов поселений можно осуществлять контрольным подразделением муниципального района на основе соглашения. В Липецкой области уже есть такой положительный опыт. Так, Контрольно-счетная комиссия Лебедянского муниципального района проводит внешние поверки годовых отчетов всех поселений, находящихся на его территории.

Вернуться к списку